Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

Кто же она такая, Баба-яга?

Оригинал взят у analitic в Кто же она такая, Баба-яга?
Образ Бабы-яги прочно сидит в нашей памяти не случайно, отражая глубинные страхи, которые берут начало в представлениях наших предков о пугающем устройстве мироздания



Неосознанные страхи
Психологические тесты, проведенные в Институте психического здоровья РАМН осенью прошлого года, выявили, что эмоции, связанные со страхом, испугом и т. п., часто визуализируются у опрашиваемых именно в образе Бабы-яги. Ее облик настолько прочно засел в глубинах мозга с ранних лет, что дает о себе знать даже тогда, когда мы давно перестали читать сказки.

Так кто же она, Баба-яга?
Уже в детстве ее образ вызывал массу вопросов, ответов на которые не находилось даже у взрослых.
Почему у Яги избушка на курьих ножках?
Почему у нее нос в потолок врос?
Почему нога костяная?
И почему именно гуси-лебеди служат ей?






«Баба-яга является в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу.

В других сказках Баба-яга, костяная нога, злая старуха, живет в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их, сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет небесными конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом и гуслями-самогудами».

Как совместить эти два образа?

Сказка — зашифрованный обряд
Ответ на эти вопросы надо искать в том, что такое сказка, ведь это не простая страшилка или байка о волшебных персонажах.
«Сказкаэто иносказательное описание обряда инициации. Обряда, характерного для первобытных обществ всех народов, отсюда схожесть сказочных сюжетов по всему миру».

Инициация — это посвящение мальчиков во взрослые члены племени, процедура, во время которой они должны были символически умирать, чтобы вновь возродиться мужчинами, имеющими право вступить в брак. Такой ритуал и описывают сказки о Бабе-яге.

Сказка начинается с того, что герой, в реальности инициируемый, отправляется в темный лес, царство мертвых (в более поздних вариантах Баба-яга сама его похищает). На краю леса стоит избушка на курьих ножках. Обойти ее нельзя, можно только войти в нее, сказав заветные слова, чтобы она повернулась к пришедшему передом, а к лесу задом.

О том, что на самом деле представляет собой эта избушка, говорят ее курьи ножки, название которых происходит не от слова «курица», а от слов «курить», «окурять».

«Древние славяне погребальные сооружения ставили на столбах, которые окуряли дымом можжевеловых веток, отсюда и «курьи».
Таким образом, избушка на курьих ножках — это дом мертвых, который стоит на границе царства смерти, в котором инициируемый должен ритуально умереть. Часто дом окружен частоколом из костей, запорами ворот служат руки и ноги, а замком открытый рот с зубами. По мнению Проппа, всё это пережитки древних культов, до сих пор еще встречающиеся у американских индейцев или австралийских аборигенов, когда дома мертвых строились в виде людей или животных, которые проглатывали посвящаемых.
Войдя в дом, герой видит Ягу, которая лежит на печи, — нос в потолок врос, одна нога в окне, другая в углу. Это не Яга такая большая, а дом маленький. Это гроб. «Фу, фу, фу, русским духом запахло», — говорит Яга. На самом деле она не видит героя, так как принадлежит царству смерти, а мертвые не могут видеть живых. Яга — живой мертвец (об этом говорит и ее костяная нога — нога скелета), хозяйка и проводник в мир умерших, и именно она должна убить гостя.
Сказки описывают это по-разному: Яга может посадить гостя в печь (как правило, неудачно, но это уже позднейшая интерпретация), может превратить его в камень, но чаще всего она предлагает ему ритуальную пищу мертвых — «напоила-накормила». Так герой ритуально отправляется на тот свет (в реальности роль Яги выполняли шаманы или шаманки). И только после этого начинаются расспросы, зачем гость пожаловал. Обычно после них или после нескольких загадок Яга дарит пришельцу волшебный клубок, гребень, гусли, коня или еще какой-нибудь предмет, с которым тот может уже идти в дремучий лес, где обретает волшебное знание (изучает язык птиц), находит невесту, сокровища, а потом возвращается к живым, но уже обновленным, инициированным.



Древняя богиня плодородия
Но как Баба-яга превратилась в хозяйку мира смерти? Это произошло не сразу. Некоторые сказки рисуют ее с гипертрофированными женскими органами — свидетельство о том, что она имела отношение к плодородию. «Об этом же говорят средства ее передвижения — ступа и пест, предметы домашней женской утвари. Кроме того, она может обращаться в тучу (ступа также является символом тучи, а пест — грома, когда ударяет по ступе) и распоряжаться небесной (живой) водой — черта, тоже свойственная для божеств, связанных с плодородием». Яга пасет небесных кобылиц, и когда она их доит, идет дождь. Это очень распространенный мотив в индоевропейской мифологии: Индра и Тор тоже доят небесных кобылиц.

Таким образом, есть все основания полагать, что в эпоху матриархата (у Яги нет мужа, тогда рождение мыслилось без участия мужчин) Яга была богиней плодородия (и земных недр, именно поэтому она хранит медь, золото и серебро).

Но не только плодородия. По древним поверьям, за тучами скрывались души как еще не рожденных, так и уже умерших, которых туда приносили гуси как существа, связанные со смертью (тоже универсальный индоевропейский мотив, в немецких сказках до сих пор встречаются черти с гусиными лапами). Так что царство смерти было тоже в ее распоряжении. Кроме того, Яга была матерью всех зверей, а позже считалось, что в зверей (тотемов) превращаются души умерших. Отсюда связь Яги с лесом и царством мертвых. Так из богини плодородия Баба-яга стала хозяйкой и хранительницей входа в мир смерти.




Tags: сказки
Subscribe

Posts from This Journal “сказки” Tag

  • НЕ УШЁЛ (ГЕНЕРАТОР СЛУЧАЙНЫХ ЦИТАТ)

    дилетантизм работает до первого профи. Следует расти над собой, а не упиваться тем, что ты научился решать тривиальные задачи. А если ты этого не…

  • Настоящие кровавые сказки

    В последнее время педагоги и психологи часто жалуются, что народные сказки слишком уж жестоки. Однако многим даже невдомек, что дети слышат…

  • Ужасы XIX века

    Можно утверждать, что влечение детей к разного рода ужасам, их любовь быть напуганными — явление более или менее универсальное. Чтение…

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments