Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Category:

ДЕВОЧКА ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА, ПОКОРИВШАЯ ВЕСЬ МИР

Оригинал взят у aloban75 в ДЕВОЧКА ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА, ПОКОРИВШАЯ ВЕСЬ МИР

Сергей Бондарчук долго сомневался: стоило ли брать балерину Савельеву на роль Наташи Ростовой. А в итоге его героиня покорила весь мир.




Война, голод, блокадный Ленинград. Пережить войну, остаться в живых, чтобы однажды покорить весь мир.

Людмила Савельева — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран», признана лучшей актрисой 1966 года.

Большинство зрителей помнит ее совсем юной — широкую известность актрисе принесла роль Наташи Ростовой в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Первая большая роль и всемирная слава. Об этом мечтают все начинающие актрисы.

Людмила Савельева родилась 24 января 1942 г. в пик голода в блокадном Ленинграде. В 1962 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).

Карьера балерины у девушки складывалась неплохо. Вскоре состоялось и первое появление ее на экране. В 1964 году была сделана экранизация балета «Спящая красавица», в котором она принимала участие. Однако здесь внес свои изменения в планы Людмилы случай…

На очаровательную балерину обратила внимание помощник режиссера Сергея Бондарчука, который вел подготовку к съемкам фильма «Война и мир». Людмилу, не имевшую совершенно никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы. Ей предстояло сыграть, ни много ни мало, саму Наташу Ростову.





На роль Наташи Ростовой пробовалось много актрис, среди которых были: Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева…. Первоначально Савельева Бондарчуку не понравилась, как он признавался: «Вначале ей даже отказали в фотопробе: столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, для того, чтобы смягчить горечь отказа».

Предложенную сцену Людмила Савельева зачитала как-то невразумительно. Но видимо все же что-то Сергея Бондарчука зацепило, поскольку он предложил девушке прийти на следующий день.

Первая неудача очень разозлила Людмилу. Собрав все силы и волю в кулак, она явилась на следующий день на пробы. Стоило девушке переодеться и загримироваться, как она волшебным образом преобразилась.






Людмила Михайловна вспоминает: «А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие… И вообще какой-то гадкий утёнок… Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей. Сцена была несложная, и всё получилось».

Мнение Сергея Бондарчука об актерских способностях Людмилы Савельевой изменилось уже после первой пробы, но потребовалось еще много просмотров и репетиций, чтобы ее окончательно утвердили на роль.






О своих впечатлениях от работы с легендарным режиссером Людмила Михайловна рассказывает: «Сергей Фёдорович создал такую атмосферу, что мне казалось: я действительно сама всё делаю. Пробовалась я очень долго, с разными актёрами.

Последняя проба оказалась самой сложной — нужно было сыграть сцену объяснения с князем Андреем, когда тот предлагал расстаться на год. Наташа должна заплакать, а я не представляла, как это сделать. В горле пересохло…

Я пробовалась тогда с замечательным актёром Иннокентием Смоктуновским, он мне подыгрывал. Когда я произнесла фразу «Год, неужели целый год?», то вдруг увидела — по лицу Смоктуновского катятся слёзы. И тоже заплакала. Тогда я впервые поняла, что такое актёрское братство.

Смоктуновского в то время уже утвердили на Гамлета, и он не мог играть Андрея Болконского, на которого пробовался, но интересовался, как у нас идут дела, и здорово помог мне».



Артисты Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой и Василий Лановой в роли Анатоля Курагина на съемках.



Съемки фильма «Война и мир» продолжались 5 лет. Интерес к нему был огромен – еще не закончились съемки, но фильм уже купили для кинопроката Америка и Япония. Бондарчук оправдал ожидания, создав поистине эпохальное произведение.

 В картине был задействован весь цвет советского кино: Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Олег Ефремов, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Владислав Стржельчик, Олег Табаков, Ирина Скобцева. Снялся и сам режиссер, сыграв Пьера Безухова. Не затерялась в этой звездной компании и Людмила Савельева.

Надо сказать, что когда начались съемки, Людмила еще продолжала выступать на сцене. Однако долго это не могло продолжаться. Закончилось это «раздвоение» физическим истощением. Девушка стала падать в обмороки и на уроках классики, и на съёмочной площадке. Возможно, сказалось и голодное детство — Люда ведь родилась в блокадном Ленин­граде. Чтобы малышка не умерла от истощения, её приходилось кормить… столярным клеем. Шоколадку впервые в жизни Люда попробовала в 3 года. И попала в больницу с тяжелейшим пищевым отравлением: её организм просто не умел переваривать такие деликатесы… Когда обмороки стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать выбор. Балет остался в прошлом.

Позже у нее спрашивали – не жалеет ли она об этом, ведь вполне возможно, что в балете ее ждала блестящая карьера. «Поначалу, может быть, и жалела, — признается актриса. — А когда окончательно «вросла» в Наташу, всё в моей судьбе решилось».



Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме «Война и мир».


Бондарчука часто за глаза называли деспотом, непримиримым, но Людмила научилась с ним договариваться. Она объяснила мэтру, что репетициями заниматься не намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё, непрофессиональной актрисы, пропадает естественность. И мэтр даже не по­спорил. А на одном из просмотров неожиданно заявил: «А ты, Люсенька, играешь лучше меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом».

Фильм с огромным успехом прошел по всему миру, а в Америке его ждал настоящий триумф – жюри американской киноакадемии было повержено, и советскому фильму был присужден «Оскар». На Московском кинофестивале юная Савельева получила сразу две награды — за лучший дебют и приз зрительских симпатий.

Здесь стоит отметить тот факт, что немногим раньше американцы экранизировали роман «Война и мир». Когда у наших еще и сценария не было. Руководство КПСС поставило задачу: «Снять лучше!» Позже, этот фильм назовут «реваншем». Так вот, Наташу Ростову в той картине прекрасно сыграла Одри Хепберн, и представить другую актрису в этой роли никто не мог. Но, после того как зритель увидел Людмилу Савельеву, сомнений не осталось: русская Наташа затмила всех и вся.



IV Международный кинофестиваль. Советские актеры, перед демонстрацией фильма «Война и мир» в Кремлевском Дворце съездов: Анастасия Вертинская, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева, Борис Захава и Ирина Скобцева 1965 год


Но самое главное – это неподдельная любовь зрителей всего мира. Легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина выражали ей своё восхищение. Газеты и журналы выходили с портретом хрупкой русской балерины на обложках. В Европе случился настоящий бум — многие мамы называли своих новорождённых дочек Наташами. Впрочем, дочку актриса назвала тоже Наташей.

Итальянский режиссёр Витторио Де Сика заявил журналистам, что хотел бы видеть Савельеву в своей картине «Подсолнухи». Так русская Людмила попала на одну съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А затем уже со всей съёмочной группой отправилась представлять заморскую картину в Японию.

Кстати, 1970 год был объявлен в Японии Годом Людмилы Савельевой.



На съемках фильма «Подсолнухи»: София Лорен, Марчелло Мастрояни и Людмила Савельева


Из воспоминаний Людмилы Савельевой

Людмила Михайловна призналась, что совершенно не жалеет о своем уходе из балета. «Жизнь танцовщицы короткая, а сниматься в кино можно довольно долго», — пояснила актриса. При этом она спокойно воспринимает тот факт, что ее имя прежде всего ассоциируется с ролью Наташи Ростовой, хотя на счету актрисы более 20-ти фильмов.

«Эта роль дала мне очень многое, за те пять лет, пока снималось это эпохальное произведение, я сжилась со своей героиней, стала очень на нее похожа, — рассказала Савельева. — Кстати, мой партнер по ленте Вячеслав Тихонов всякий раз переживал, что зрители, встречая его, сразу вспоминали Штирлица из «17 мгновений весны». «Я ведь и князя Андрея играл», — с обидой говорил он.

Людмила Михайловна напомнила, что вместе с этим фильмом объездила весь мир. «Ее показывали и в Америке, причем люди стояли в огромных очередях, чтобы увидеть советскую ленту, — продолжила она. — И это при том, что несколькими годами ранее Голливуд выпустил свою картину»…

Так сложилось, что именно Савельева получала «Оскар» за киноэпопею Бондарчука. «Сам режиссер находился тогда в Италии на съемках своего нового фильма «Ватерлоо», а я была с картиной в Аргентине, — поведала актриса. — И вдруг мне позвонили и сказали: «Срочно вылетайте в Лос-Анджелес». Я ужасно нервничала до последнего момента. Помню, одна американка, делая мне перед церемонией прическу, сказала: «Если ваша «Война и мир» не получит «Оскар», значит, нет справедливости».

«Я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда, — с улыбкой рассказала Людмила Михайловна.






После столь громкого успеха Савельева очень тщательно относилась к выбору ролей. Следующую роль в кино Людмила сыграла лишь через несколько лет — в фильме «Бег» Владимира Наумова и Александра Алова.

Возникает естественный вопрос – неужели не было предложений со стороны режиссеров?

Людмила Михайловна рассказывает: «Предложениями засыпали. Но для меня много значила литературная основа. Пока снималась у Бондарчука, спала с томиками «Войны и мира» под подушкой. Поэтому, когда мне предлагали какие-то поделки, роли розовых барышень, отказывалась. Хотелось сыграть героиню, совершенно не похожую на Наташу».



Людмила Савельева — «Бег»



Режиссеры Алов и Наумов предложили Савельевой роль Серафимы Корзухиной в фильме «Бег» по Михаилу Булгакову. Съёмки происходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе. Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя, которая консультировала фильм. Посмотрев отснятый материал, она заплакала и сказала, что Михаил Афанасьевич был бы доволен. Для Людмилы Савельевой это было высшей оценкой проделанной работы.

В том же году Савельева сыграла Нину Заречную в картине Юлия Карасика «Чайка». Фильм был отмечен Призом «Серебряный Хьюго» за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго в 1973 году.

Далее были роли во французско-итальянской драме «Подсолнухи» вместе с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни, с Олегом Видовым в картине «Всадник без головы» и с мужем Александром Збруевым в ленте «Шел четвертый год войны». Среди других ее работ — «Юлия Вревская», «Успех» и «Нам не дано предугадать».

После долгого перерыва Людмила Михайловна вернулась в кинематограф, снявшись в 1999 году в философской притче Владимира Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки», а потом в его же фильме «Часы без стрелок». Сотрудничала Савельева и с Сергеем Соловьевым — в 1989 году снималась в картине «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» , а потом в лентах «Нежный возраст» и «Анна Каренина».

В ближайшем будущем зрители вряд ли увидят актрису в новом фильме.

«Кино — это искусство для молодых, — с грустью замечает Людмила Михайловна. — Сериалы мне неинтересны, люблю сниматься у своих режиссеров, которых я знаю, но их становится все меньше. Я бы снялась в художественной кинокартине, если бы для меня написали хороший сценарий, но никто ж не пишет, так что пока никаких планов нет».


«Война и мир» в личной жизни

«Война и мир» сыграла решающую роль и в личной жизни Людмилы Савельевой. Во время съёмок первого бала Наташи Ростовой у неё начался роман с Александром Збруевым. «Я была влюблена в Сашу ещё с тех пор, как вышел фильм «Мой младший брат», — признавалась актриса. Збруев же потерял голову, когда увидел Людмилу на «Мосфильме» в гриме Наташи Ростовой. «В Саше всегда было эдакое мальчишеское озор­ство, чем он меня и покорил, — рассказывала Людмила Савельева. — Я же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в сказочную любовь».



Супруги Людмила Савельева и актер театра имени Ленинского комсомола Александр Збруев гуляют в сквере около кинотеатра «Россия». 1966 год.


Людмила признавалась: «К быту я не приспособлена с детства. Дома меня звали баронессой. Люблю, чтобы было красиво, чисто, и порядок не ленюсь наводить. Но терпеть не могу готовить. Слава Богу, мои родные в этом отношении непритязательны. Иногда просматриваю женские журналы — всё так красиво: изумительные пирожки, тортики. Но у меня они не получаются.

Мой муж, Александр Збруев, любит жареную картошку с тушёнкой. Будь моя воля, ела бы одни бутерброды. А вот без книг жить не могу. И в творческой жизни вроде бы всё пока нормально. Недавно снялась у Владимира Наумова и у Сергея Соловьёва. Но иногда бывает страшно — что дальше, неизвестно. Вдруг больше ничего не удастся сыграть?..»



В сокращении. Полностью читать здесь http://moiarussia.ru/devocika-iz-blokadnogo/

Tags: актеры
Subscribe
promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments