Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Линкорный недострой - мы "впереди планеты всей" - с конца...

Оригинал взят у nosikot в Линкорный недострой - мы "впереди планеты всей" - с конца...



Как известно практически сразу после русско-японской войны в мире началась дредноутная гонка военно-морских вооружений (ее родоначальник сверху на фото).
Именно линейные корабли и крейсера с единым главным калибром стали в нач. 20 века воплощением достижений науки, техники и пром-сти, самыми дорогими единицами военной техники на то время, символом мощи и влияния государства (как говорил один американский политик, правда уже после 1-й Мировой: "давайте посроим линкоров больше всех в мире и будем делать что захотим!")
Главными участниками сначала были, разумеется, Германия и Британия. Кто-то вообще остался к концу 1-го этапа за бортом, кораблестроительные планы многих стран нарушила 1-я мировая война (вот тут-то и вылезли" США и Япония) - посмотрим как это происходило и каких кто достиг результатов.
Среди недостроенных в статистике учтены только корабли, достигшие не меньше 10% готовности. кроме того не учтены "технологически" спуски на воду недостроенных кораблей - для освобождения стапелей.
Разобью всю эту историю на несколько этапов, в первом будут корабли заложенные ДО Ютландского сражения и вступившие в строй до конца ноября 1918 года (т.е. к моменту "сдачи" германского Флота Открытого Моря британцам).
"Достижения" линейных флотов в ходе 1-й Мировой - в следующей части, тут - только кораблестроение.
Всего дредноуты у себя строили 9 стран - их мы и учтем, еще 5 заказывали "у других" - их мы упомянем только в связи со странами производителями.
Страны я  расположил в порядке убывания кол-ва кораблей (при равенстве - в порядке убывания достроенных)

ИТАК:

1) Британия в указанный период заложила, спустила на воду и достроила (ВСЕ достроила!)
47 дредноутов (17 - с 305-мм артиллерией ГК - 11 линкоров и 6 линкреев; 17 с 343-мм - 13 линкоров и 4 ликрея, 1 линкор с 356-мм и 12 с 381-мм - 10 линкоров и 2 линкрея)
100%-ная эффективность!*
Кроме того, британцы построили 2 линейно-легких крейсера (!) с 381-мм артиллерией ГК - как их учитывать - дело вкуса ("Фьюриес" к этому времени свою артиллерию крупного калибра уже потерял - его уродство было слишком заметно!), успели сдать бразильскому флоту 2 линкора с 305-мм артиллерией, а японскому - 1 линкрей с 356-мм артиллерией ГК (учтен ниже)
(* сразу предваряя возможные нападки заклепочных идиотов - заложенные, но недостроенные корабли с готовностью менее 10% я не учитывал - как уже писал выше - а такие тут у британцев были, несколько единиц)
В это число не вошел бывш. чилийский линкор "Кохрейн", перестроенный британцами в авианосец "Игл" (куплен в феврале 1918 года, в строй он вошел позже, а чилийцам вместо него поставили 6 ДЭПЛ)
Кроме того британцы построили 16 мониторов с артиллерией линкорного калибра


"Уорспайт" типа "Куин Элизабет" - "скоростной" линкор с 381-мм артиллерией ГК - вершина британского дредноутостроения

Британия обогнала в дредноутной гонке своего главного конкурента - Германию, но дальше поддерживать такой темп не могла - необходимо было развертывать массовую "армию Китченера" для боев во Франции, да и Германия практически прекратила посторойку крупных боевых кораблей. Что из этого вышло - увидим далее...

2) Германия заложила 33 дредноута, 31 из них спущен на воду и
26 достроен (12 с 280-мм артиллерией ГК - 8 линкоров и 4 линкрея, 12 с 305-мм - 9 линкоров и 3 линкрея и 2 линкора с 380-мм)
79% эффективности.
В число заложенных и спущенных на воду вошел греческий "Саламис" (американцы поставили 356-мм пушки, предназначенные для него не немцам, а британцам - еще будучи нейтральными!), в число введенных в строй включен "Гебен", формально переданный туркам.

Недостроенные линейные крейсера "Макензен" и "Граф Шпее" в Гамбурге

С учетом"послезнания" остается достаточно интересный вопрос - что принес бы немцам перенос огромных усилий Германии со строительства линейного флота на землю (в т.ч. на бронетехнику) и в воздух (проблема подводного флота лежит в несколько иной области)?

Небольшое "лирическое отступление":
С началом 1-й мировой британцы конфисковали и ввели в строй своего флота 3 линкора, к-рые строились по заказу Турции (2, это послужило важнейшим толчком выступления турок против России) и Чили (1, этим потом вернули, отремонтированный), зато немцы недостроили для своего флота греческий "Саламис" (недостающую артиллерию можно было бы заменить), а туркам "подарили" "Гебен" - общее изменение на 5 единиц в пользу британцев на главном ТВД!

Линкор "Ерин" (бывш. турецкий "Решадие") верой и правдой служил британской короне

3) США заложили, спустили на воду и достроили (ВСЕ!) в этот период
16 линкоров (8 - с 305-мм артиллерией ГК и 8 с 356-мм)
100%-ная эффективность!
Кроме того для флота Аргентины были построены и сданы 2 линкора с 305-мм артиллерией, а линкор "Айдахо", заложенный до Ютландского сражения, вошел в строй позже (он тут не учтен).

Первый американский дредноут "Мичиган" - сразу с линейно-возвышенным расположением башен ГК!

На линкоре "Невада" американцы впервые применили бронирование по принципу "все или ничего"

США (как и Япония - ниже) остались фактически в стороне от 1-й Мировой на земле (усилия американцев на последнем этапе войны выглядели впечатляюще, но не более того) и понемногу сокращали свое отставание от лидеров - британцев.

4) Франция заложила и спустила на воду 12 линкоров, но достроила лишь
7 кораблей (4 с 305-мм артиллерией ГК и 3 с 340-мм)
Эффективность 58% (с учетом "Беарна" - 67%).
Кроме того позже был достроен авианосец "Беарн", заложенный и спущенный на воду как линкор
Кроме этих линкоров Франция построила в данный период 6 броненосцев-додредноутов

Французский линкор "Прованс"

Для Франции, Италии и Австро-Венгрии (отчасти и для России с Германией) исход войны решался на суше, линейный флот сыграл в войне мизерную роль, затраты на него вполне можно было бы направить на сухопутную армию, тем более, что за лидерами было все равно не угнаться...

5) Россия заложила и спустила на воду, как и Франция, 12 дредноутов и тоже достроила всего
7 кораблей (все с артиллерией 305-мм главного калибра)
Эффективность 58%. - наихудший показатель!!!
Правда, надо признать, что наши "ушли из большого спорта" по направлению больше чем на год раньше олкончания периода - летом-осенью 1917 года стало не до достройки боевых кораблей...

Линейный крейсер "Измаил" на стапеле

Вынужденная самими географическими условиями готовиться к войне на море на нескольких изолированных ТВД Россия потратила на создание своего линейного флота громадные средства, но, в т.ч. в силу отсталости ее пром-сти корабли даже не были готовы к началу войны, а значительная их часть так и не была достроена...

6) Япония заложила, спустила на воду и достроила (ВСЕ!)
9 дредноутов (2 с 305-мм артиллерией ГК, 8 - с 356-мм - 4 линкора и 3 линкрея) + 1 линкрей (с 356-мм артиллерией ГК) - головной был построен для Японии в Британии.
100%-ная эффективность!
Правда, надо признать, что "Кавачи" и "Сеттсу" не совсем дредноуты - их орудия ГК имеют разную баллистику (длина ствола у орудий в боковых башнях меньше, чем в концевых) - так что тоже дело вкуса...
А сами японцы утверждают, что уже "Аки" и "Сатсума", заложенные раньше "Дредноута", должны были получить единую артиллерию ГК, но британцы не поставили пушки...
Формально к этому же периоду относится и построенный броненосный крейсер "Ибуки" с артиллерией линкорного калибра, но, на самом деле, задержка была связана с проблемами поставки из США турбин для него.

Японский "недодредноут" "Кавачи"

7) Италия заложила 10 дредноутов, из них спустила на воду и достроила
6 кораблей (все с 305-мм артиллерией ГК)
Эффективность 60%
Сверхдредноуты типа "Карачиолло" не удалось после войны достроить ни в каком виде.
Итальянцы, так же, построили 2 монитора с артиллерией линкорного калибра.

Первый итальянский дредноут "Данте Алигьери" - впервые использованы 3-х орудийные башни (наши взяли компоновку "Гангутов" с него, но "забыли" про полубак...)

8) Австро-Венгрия заложила, спустила на воду и достроила (ВСЕ!)
4 линкора-дредноута (все с 305-мм артиллерией)
100%-ная эффективность
Больше крупных боевых кораблей австро-венгры заложить не смогли...
Кроме этих линкоров Австро-Венгрия построила в данный период 3 броненосца-додредноута

Австро-венгерские дредноуты в Поле

9) Испания заложила и спустила на воду 3 дредноута, но достроить в этот период удалось только
2 корабля - для 3-го британцы задержали поставку 305-мм артиллерии ГК - такой же как и на первых двух - линкор "Хайме I" вошел в строй позже, так вопрос  эффективности тут - тоже дело вкуса!

Испанские дредноуты стали самыми маленькими в мире - их требовалось вместить в имеющиеся доки...

Для Испании дредноуты стали излишними, не принесли, да и не могли принести, своей стране никакой пользы...

Кроме этих стран Швеция построила 3, а Нидерданды 1 броненосца береговой обороны (2 шведских корабля вступили в строй позже).



Следующая часть - о морских итогах 1-й Мировой, недолгом триумфе британского флота и о том, как он с Олимпа "слетел", а также о прекращении гонки вооружений как причине Великой депрессии...
Tags: флот военный
Subscribe

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments