Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Горы Загро́с — колыбель сельского хозяйства человечества

Оригинал взят у mamlas в Горы Загро́с — колыбель сельского хозяйства человечества
Ещё путешествия по Бл.Востоку и Магрибу
Оригинал - здесь и здесь - взяты у zapad_vostok
Иран: Горы Загрос

Природа Ближнего Востока

Эти горы протянулись более чем на полторы тысячи километров, от северного Ирака до Персидского залива. Они достаточно массивные и высокие (c ледниками даже), но о них, как ни странно, мало кто и слышал.

Из интересного, тут есть вероятность встретить кочующие племена бахтиаров и покочевать с ними пару месяцев, по самым глухим и нехоженым местам. Или просто поездить-посмотреть можно. Красотой, частично, Загрос мне понравился больше Гималаев.
Площадь Загроса 533 512 км². Для сравнения: Кавказ - 477 488, Альпы - 298 128, Карпаты - 190 000.

1006312_iran

Автовокзал Тегерана. Тут в открытую жарят шашлыки, кебабы и какие-то местные шкварки. Стоит все это крайне дешево.

Мозаика.

Демавенд - главная вершина страны.

Взяв билет на ночной автобус до города Шехре-Корд, впервые в жизни встретил бахтиара. Но он уже оседлый и писателем даже стал. Много чего рассказывал, интересовался всем советским, в гости приглашал и перчатки с шарфом хотел мне подарить.

- Ладно, если сейчас мало времени, в следующий раз я тебе такие экскурсии заделаю. Обязательно возвращайся, вот адрес.

Иранские автобусы, в основном, очень комфортабельные. Даже "стюарды" есть.

Они следят за порядком и разносят еду.

Но в этот раз попался слабоватый кооператив и было только печенье с конфетой. Проговорив пару часов с бахтиарским писателем, хорошо заснул до самого прибытия.

Утро. Очень холодно. Попрощались. В Шехре-Корде решил не оставаться, а на пригородном автобусе с этими женщинами поехал в Фарсан.

Сажусь перед лобовым, чтобы все видеть. Водитель говорит что-то малопонятное по фарси и пальцами показывает на вершины, я ему как-то пытаюсь отвечать. Женщины совсем нескромно над нами смеются.

Так и едем. Но недолго, меньше часа. В пересчете с риалов, проезд стоил пятнадцать центов, а в тегеранском автобусе долларов пять. Объясняется это тем, что в Иране много нефти и особенные льготы для транспортных компаний.

Фарсан.

Так выглядит иранская глубинка.

Тут интересно только наблюдать провинциальную жизнь и привлекать своим видом внимание. Иностранцев, можно сказать, совсем не бывает. Вот машина Пейкан от концерна Иран Ходро, она выпускалась с 1967 по 2005 год. Для простых людей, это самая популярная модель.

Не знаю почему, но мне даже она по-своему нравится.

На разборку.

А эту собирают.

Еще один очень популярный автомобиль - Пежо 405. В Европе его сняли с производства в 1997 г., но в Иране и Египте выпускают до сих пор. Если не ошибаюсь, с завода можно купить за 6000 $ (без электропакета и всего остального, современного).

Долгие десятилетия Иран жил под жесточайшими санкциями (сейчас снимают, вроде бы), поэтому с выбором авто тут не густо - Сайпа (как на 14 фото), Иран Ходро и Пежо. Что-то другое, произведенное за пределами страны, стоит непомерно дорого.

Было раннее утро, когда почти все еще спали.

И гулять тут особенно негде.

Короче, здесь тоже решил не задерживаться.

В центре, со мной познакомился таксист, который бесплатно захотел отвезти меня в Челгерд, а это 55 километров. Сперва, я даже было подумал, что может он какой голубой, но потом вспомнил про стоимость бензина и иранское любопытство к приезжим. А еще про традицию Тароф, это когда могут "безвозмездно" предлагать эксклюзивный ковер ручной выделки, рассчитывая получить вежливый отказ от подарка и приличную сумму за товар. Говорю ему - "давай заправлю", а он - "сейчас вот совсем обижусь". Раза четыре все это повторилось и мы поехали.

По дороге, много говорили о разном. По-английски, человек с высшим образованием.

В этой местности, горы пока еще совсем так себе. Но по карте знаю, высокий Загрос начинается к югу от Челгерда. Настроение не передать словами. Редко такое бывает.

По Ирану, в горы, на каком-то наивно-добром такси... Под бахтиарскую музыку!

А вот и сам водитель. Вообще-то, он учитель математики, таксистом только бывает в свободное время или когда очень надо. Скорее всего, мы с ним еще встретимся.

Подъезжая все ближе, становится чуть красивее (но это тоже ерунда, по большему счету).

Еще несколько деревень...

И мы на месте. После этого городка будет настоящая горная Бахтиария, которая, как уже говорил, местами красивее Гималаев.

Продолжаю свой рассказ...

Посидев в кафе с математиком и попрощавшись, пошел оглядываться.

Итак, Челгерд. Город малюсенький, крайне консервативный, населяют его бахтиары. Большинство женщин в парандже, нравы высокие, камнями даже могут их закидать, если чего.

У этого, точно рука не дрогнет, во имя чести.

Мужчины старшего поколения ходят в традиционных круглых шапках и в огромных шароварах. Вообще, они интересные, но из-за языкового барьера толком не поговоришь.

"Супер спорт" курсирует по пригороду, как маршрутка.

Наклейки у них, как в СССР конца 80-х, наверное.

Инжектор, между прочим.

Городской туалет. Но на автовокзале гораздо лучше и почти все ходят туда.

Мясной магазин.

Без сентиментов, так сказать.

Совсем.

Головы, оказывается, тоже берут. Вываривают их, как-то.

Центр.

А это окраины.

Живут небогато, но и не жалуются.

У всех все одинаковое.

Только некоторым могут завидовать.

В снегу, конечно, Иран смотрится крайне необычно. Раньше, у меня эта страна ассоциировалась исключительно с жарой и фисташками.

Хотел остаться на один день, но случайно познакомился с компанией бахтиаров, которые собирались ехать через главные хребты, в Лали (провинция Хузестан). Они совершенно не говорили по-английски, но мы сошлись достаточно быстро. Кстати, из Челгерда на юг автобусов нет, выхода два: такси или попутная машина.

Путь предстоял очень долгий, но зато какой.

Высота Загроса достигает 4548 м. (вершина Зардкух) и мы ехали по самой высокой загросской дороге (ударение на последний слог).

Как для такой глухомани, асфальт вполне хорошего качества. А в целом, в Иране отличнейшие дороги.

Где-то через час, остановились перекусить. Тот, что в пиджаке, всем заправляет, а остальные помощники. Они везут огромные железные ворота на продажу (директорская легковая + пикап).

Ели лепешки с луком и запивали пепси-колой. От этого, во рту потом было очень невкусно. Никому не советую повторять.

Зачем им ружье, я так и не понял, но хорошо что оно было.

Получился такой кадр. С патронами вниз, но все равно неплохо.

Потом он перевесил, хотя уже и не вышло так выразительно.

Едем дальше.

Берем высокий перевал.

Виды оттуда.

Хочется остановить машину, выйти и вовсю кричать "эге-ге-ге", но понимаю - заказчик ждет ворота, а мы и так еле успеваем к ночи.

Поэтому, открываю окно и кричу на ходу. Пиджак (забыл их имена) меня понимает и в такт подсвистывает. А еще, он постоянно поет национальные песни и смеется, когда петь начинаю я.

Два раза в году, осенью и весной, кочевые бахтиары проходят по этим горам сотни километров, в поисках идеальных мест для своих коз-овец-баранов. Это поистине эпическая миграция, мало где в мире сохранилось подобное (знаю только про коми-зырян и ненцев, переваливающих с оленями Полярный Урал).

В 1976 году про них был снят док. фильм "Люди ветра". Вот некоторые отрывки -

Чуть позже, я буду гостить в семье, глава которой пообещает взять меня в двухмесячное путешествие. Как подумаю, мурашки начинают бегать.

Только представьте, каково два месяца идти по таким горам...

Вместе с караваном древнейших кочевников (учеными предполагается, что на заре цивилизации, в этих местах бахтиары первыми из людей приручили бродячих коз).

Спать в пещерах или под шатром.

Готовить еду на огне и обрывать всякие дикие яблоки.

Короче, я целиком проникся идеей. Заодно, может, современное "кино" про них сниму.

А тем временем, мы спустились в какую-то деревню.

И пошли за кебабами. До Лали ведь еще далеко.

Tags: Иран

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.