Слава (slavikap) wrote,
Слава
slavikap

Categories:

О зарубежной музыке в СССР.

Оригинал взят у zina_korzina в О зарубежной музыке в СССР.

  • Сама статья посвящена несвоевременности некоторых задумок по части медиа - очередной наивный и хороший депутат предложил законопроект о квотировании ТВ- и радиоэфира. «Это очень простая идея. На нашем ТВ и на радио превалирует западная музыка. Но мы с вами живем в России, и у нас хватает своих исполнителей и композиторов. Поэтому мы предлагаем, чтобы на государственных каналах 75 процентов было российской музыки на русском языке»,— пояснил автор концепции и даже добавил: в цивилизованных Франциях и Германиях такое давно имеется. Мол, наши западные коллеги уже защитили галлов и тевтонов от англоязычной нечисти и прочей Lady Gaga. Полностью оно тут. А здесь - фрагмент-ностальжи об СССР.



    ...В Советском Союзе строго соблюдалась та самая выверенная пропорция. Если вам посчастливилось жить в СССР, то вы, конечно же помните, что по ТВ и на радио превалировали классические вещи, романсы, арии из оперетт, народные песни, советские композиции, в том числе – эстрадные, и лишь иногда – крайне редко! - звучали образцы зарубежной развлекательной музыки. При этом, строгая цензура отбирала то лучшее, что создавали на буржуазном Западе. К примеру, шведский квартет ABBA, чьи песни сейчас именуют «классикой поп-музыки», иной раз демонстрировался на наших экранах. Редко. Примерно пару раз в год – в ночь с 31-го на 1-е и…на Пасху, дабы отвлечь «несознательную» или просто охочую до впечатлений молодёжь от посещения Крестного Хода. Группа Boney M тоже была представлена в эфире. Больше того – они к нам приезжали в конце 1978 года. Правда, из их программы была изъята суперпопулярная песня про Григория Rasputin-а в виду её оскорбительного – с точки зрения русской истории! - текста.



    С конца 1970-х в СССР началось повальное увлечение итальянской эстрадой. Сейчас принято утверждать, что интерес к Ricchi e Poveri да к незабвенному Адриано Челентано был вызван исключительно невозможностью тусоваться под Bee Gees. Мол, церберы от КПСС милостиво допускали солнечные, но однотипные итало-песенки до эфира, тогда как реальную заграничную эстраду с её «культом секса» и смакованием «ультра-насилия» нам не давали слушать. Не запрещали – если вы крутите аудиозапись, но в телеящике – ни-ни! На самом деле, мода на всё итальянское распространилась тогда по всему миру – Италия сделала качественный рывок вперёд по ряду показателей, поэтому песни с фестиваля Сан-Ремо оказывались востребованы и в тех краях, где никакое Политбюро не диктовало правила политеса.



    Поэтому советская любовь к разным Felicita-м была частью общемировой моды. В хвалебных публикациях писалось и о «следовании народным традициям», и о «противостоянии американской бездушной музыке». Все статьи об итальянской эстраде, так или иначе, были…антиамериканскими – мол, у них там, в Сан-Ремо, тоже борются против танцев, навязанных Дядей Сэмом. Любили подчёркивать, что Ромина Пауэр не только итальянская суперзвезда, но и отменная домохозяйка – она сама готовит для своего Аль Бано завтраки и даже обходится без прислуги. Это, якобы, «приближало» кумиров к народу, к простым советским труженицам. Но никому тогда не было дела до игр чиновников из идеологического отдела – итальянцы действительно нравились. Из каждого окна неслось: "Felicita e tenersi per mano andare lontano la felicita".



    Однако факт оставался фактом – модной зарубежной музыки в СССР было мало. Именно из-за этого дефицита культовой вещью сделался импортный магнитофон-двухкассетник. Бытовало мнение, что молодой человек, не имеющий «мафона», не слышавший последний диск группы N и певца L, не разбирающийся в современной музыке – аутсайдер или, как теперь говорят, лузер. Доходило и до откровенных маразмов. Вот строки из письма, напечатанного в журнале «Работница» за 1987 год: «Раньше, когда у меня не было магнитофона, я думала, что поэтому и нет друзей. Но теперь магнитофон появился, а друзей нет по-прежнему…».(См. Гутионов П. «Готовы ли вы к успеху?» / «Работница». №3. 1987. С.17). Вообще, музыка в СССР всегда условно делилась на некие категории – разрешённая, нежелательная и запрещённая. В зависимости от строгости политического режима, одна и та же песенка могла перекочёвывать из «запрещённых» – в «нежелательные» и даже – в «разрешённые».



    Так, в 1960-1970-х годах американский джаз 1930-1950-х сделался этаким «милым ретро», а драматург Виктор Славкин посвятил данному феномену свою пьесу «Взрослая дочь молодого человека». Любимый рефрен бывшего стиляги Бэмса (а ныне – нормального советского инженера) звучал примерно следующим образом: «Двадцать лет понадобилось, чтобы понять…» Да. Музыкальные предпочтения советского человека очень долго считались чем-то большим, чем просто личный выбор. Я не берусь судить, правильно это или нет. Однако же на этом (в том числе – на этом!) сыграли творцы Перестройки – молодёжи массово хотелось музыки, шмоток, тусовок и так далее. Того, что по мнению большинства и составляло «жизнь на Западе». Справедливости ради, стоит отметить, что ещё в середине 1980-х годов существовал целый список певцов и групп, запрещённых к прослушиванию в общественных местах.



    Сюда входили KISS, AC/DC и даже почему-то Queen. В этой связи представляет интерес публикация, напечатанная в «Комсомольской правде» в 1986 году, то есть уже после начала Перестройки. «Кому подпевает KISS?» - задавался вопросом автор статьи. «В современной рок-музыке и раньше наблюдались элементы крайне правого толка, однако в последнее время они приобрели весьма опасное распространение на эстрадах Запада. Так, например, всё чаще и чаще в развлекательных видеопрограммах западного телевидения, основным зрителем которых в первую очередь является молодежь, целый ряд известных эстрадных «звёзд» появляется на сцене в фашистской форме времен Второй Мировой войны или в мундире, весьма напоминающем кители офицеров Третьего Рейха. Некоторые ансамбли включили в свою эмблему стилизованный значок «SS», который нельзя спутать с каким-нибудь другим знаком» («Кому подпевает ‘KISS’?»/ «Комсомольская правда». 16 марта 1986 г.).



    Кстати, о Queen. Там тоже не всё было в порядке, как выяснилось: «А вот ещё один пример: недавно солист широко известного ансамбля «Куин», выступая вместе с этой группой в крупнейшем концертном зале Западного Берлина, появился перед публикой в черной, с иголочки, эсэсовской форме и пресловутой фуражке с высокой тульей». Тогда много писали о том, что рок-музыка, в особенности heavy metal, будят в человеке агрессию. Кроме того, считалось, что большинство этих исполнителей, так или иначе, связаны с ультраправыми и неонацистскими группировками, а если и не связаны, то проповедуют в своих песнях культ силы и жестокости. (Что характерно, на Западе именно деятели всяких около-патриотических и профашистских организаций обвиняли всё те же рок-певцов в…симпатиях к коммунизму)...

    В общем, далее - тут.

Tags: музыка
Subscribe

promo slavikap may 14, 2015 15:49 6
Buy for 50 tokens
Предлагаю разместить рекламу Вашего поста в этом промо-блоке, чтобы ее смогли увидеть 10 000 уникальных пользователей сети Интернет в течение суток. Сделаю репост за 50 жетонов. Без политики, эротики и т.д.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments